В принципе я не занимаюсь, модной в сети "критикой запятых", в книгах ВВГ. Т.е. когда тот или иной "критик" не придумывает ничего умнее, чем выискивать какие-то логические несоответствия, языковые огрехи... И это во времена, когда школьные учебники (!) издаются с ошибками.
Александр Гор "ВВГ как зеркало заката Советской фантастики"
Итак, поскольку моим любимым циклом из произведений В.В. Головачёва является "Смутное время", то и остановил свой выбор я на последнем романе из этого цикла - "Палач Времён".
Роман этот можно рассматривать с двух позиций.
Для новичка в мирах Василия Головачёва "Палач Времён" является удачным продолжением романов о времени: "Бич Времён" и "Схрон". Не вызывает сомнений, что тем, кто прочитал первые две книги серии "Смутное время" было приятно вновь повстречаться с полюбившимися героями, узнать о их дальнейшей судьбе и поучаствовать в приключениях их детей. Тем, кому понравился образ Руслана Кострова, можно смело приниматься за "Запрещённую реальность". Ведь читатель, более широко знакомый с творчеством Головачёва, не мог не заметить сходства Кострова-младшего с Матвеем Соболевым и Василием Котовым. С уверённостью можно сказать, что окажись Руслан в мире Запрещённой реальности, он стал бы верным союзником этих воинов справедливости.
Своеобразной изюминкой романа оказалось то, что главный герой - Ивор Жданов не пошёл по стопам отца, не стал ассом Аварийно-спасательной службы и мастером боя, а избрал свой путь - путь поэта и историка. Тем не менее, это даже помогло ему справиться со всеми испытаниями и выполнить своё предназначение - спасти Древо Времён от полного уничтожения. Хотя тут автор оставил себе возможность для написания продолжения. Ведь так хочется узнать, что ожидает наших героев в Матричной Ветви? Куда и зачем направился бровей Мимо, и чего от него ожидать в следующий раз?
Если говорить о сюжете, то он достаточно динамичен и непредсказуем. Хотя сохранилась общая для всех произведений Головачёва идея: путём неимоверных усилий добро побеждает зло. В то же время автор не забывает и об "информационной основе" произведения, постепенно расширяя и дополняя картину Древа Времён, действующих в нём законов. В общем, для любителей приключений интересно, и для почитателей фантастики, как источника новых идей, очень познавательно.
К сожалению, не обошлось, уж и не знаю по чьей вине, в "Палаче Времён" без литухабов. Ну не как не мог Ромашин из команды Кострова оставлять у кафе Петруху (витса, уменьшенную копию хронорыцаря), поскольку в тот момент этот робот был с Ромашиним-скульптором из ветви Ивора Жданова.
"Сейчас я познакомлю вас со своим кванком, - ответил Ромашин. - Он скульптор и одновременно эксперт особого отдела контрразведки…"
Ромашин попытался связаться со своим кванком по рации, но ему никто не ответил…
Ромашин оставил Петруху у кафе, и они с Железовским, фигура которого внушала уважение габаритами и осанкой не меньше, чем фигура "хронорыцаря", скрылись под хрустально-молочным куполом метро" [1].
Теперь посмотрим на роман с позиции опытного читателя, почитателя творчества Василия Головачёва. В этом аспекте "Палач времён" можно считать одной из главных (центральных) книг, целью которой являлось увязать все существовавшие на тот момент произведения автора в единое целое. Ведь со слов одного из героев "Смутного времени" Древо Времён реализует любые фантазии, в том числе и все творения любого фантаста. Идея отличная, но был допущен серьёзнейший промах. Всё было бы прекрасно, все романы Головачёва заняли бы своё место на соответствующих ветвях Древа Времён, если не одно но… Ветвь Аристарха Железовского - оказалась тупиковой, а сам он - единственным и неповторимым (без кванков) на всё Древо.
"… Не могу представить, что в других Ветвях существуют сотни, а то и тысячи Аристархов!
- Увы, вам это не грозит, - сказал Ромашин. - …и вы - один на все Древо." [2]
Вот тут то, уважаемый Василий Васильевич и загнал сам себя в угол. Во-первых, уже на тот момент существовали романы "Черный человек", серия "Реликт" и её продолжение "Абсолютный игрок". Принимая во внимание единственность Железовского, который присутствует во всех вышеперечисленных произведениях, между "Чёрным человеком" с одной стороны и "Реликтом" и "Абсолютным игроком" с другой, как описывающих одну и ту же Ветвь, наблюдаются явные нестыковки. Кроме того, в уникальной Ветви каким то образом появился на свет и живёт один из кванков человека-спектра Ромашина. Внимательно прочитав эти книги можно найти ещё дополнительные не соответствия, но это уже тема для отдельного обсуждения. Во-вторых, в 2004 году вышло продолжение "Чёрного человека" - "Чёрная сила", которая ну уж совершенно противоречит "Абсолютному игроку", что крайне странно в случае, когда оба романа описывают будущее одного и того же мира.
Таким образом, крайне опрометчивым было присваивать уникальность Ветви Железовского. Единственным выходом из создавшегося казуса, на мой взгляд, является продолжение "Палача Времён", в котором вследствие каких-то действий новых Игроков, ветвь Аристарха сразу по его возвращению перестала быть "тупиковой" и начала делиться на хроноквантовые копии.
Пожалуй, казус с Железовским - это единственный недостаток, который может огорчить в "Палаче времён" опытного читателя. В остальном, книга была как нельзя кстати, позволив не только в очередной раз получить несравненное удовольствие от высококлассной фантастики, но и выстроить все произведения Василия Головачёва во вполне стройную и логически связанную систему.
P.S. Как видите, добрая половина сего творения заняла упомянутая в эпиграфе "критика запятых". Но не потому, что ничего умнее мне в голову прийти не могло. "Палач Времён" - книга особая, связующая, а значит именно в ней и не должно быть никаких логических несоответствий. Ведь этот роман был призван увязать все прочие произведения в единую, логически обоснованную систему. И по большей части это удалось...
Головачёв В.В. Плач Времен: Фантастический роман. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 396 (Серия "Абсолютное оружие")
Головачёв В.В. Плач Времен: Фантастический роман. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 345 (Серия "Абсолютное оружие")